Чытанне духоўнай літаратуры (66)
Пачынаем чытаць духоўную літаратуру разам!
Вось і прамінулі цудоўныя зімовыя святы, забылася перадсвяточная мітусня, раз’ехаліся госці… засталіся толькі цёплыя ўспаміны і доўгія зімовыя вечары.
Напэўна, раней нашы продкі інакш адчувалі і перажывалі працягласць гэтых вечароў… А мы ж сёння не адчуваем час, сустракаем новы дзень і развітваем стары ў віхуры розных падзей і клопатаў, не знаходзячы часу на ціхую хвілінку. Такое жыццё сучасных людзей можна акрэсліць жыццём хворым на недахоп часу.
У сувязі з гэтай хваробай “недахопу часу” ў забыццё адыходзіць шмат цудоўных рэчаў… і адной з іх з’яўляецца кніга. Далёка не кожнаму стомленаму штодзённымі клопатамі хапае на яе часу. А чалавек патрабуе духоўнага і інтэлектуальнага развіцця… Таксама і хрысціянін патрабуе паглыблення сваіх ведаў і праз гэта ўзмацнення сваёй веры. І добрым дадаткам да самага галоўнага – Св. Імшы і штодзённай малітвы, з’яўляецца духоўная літаратура. Існуе шмат розных і добрых кніг, з дапамогай якіх можна адшукаць адказы на хвалюючыя пытанні і паглыбіць свае веды. Не кожны з нас мае ў сябе дома вялікую бібліятэку і не заўсёды, як гэта кажуць у народзе, “даходзяць рукі”, каб сесці і што-небудзь пачытаць. Затое камп’ютар заўсёды ўключаны…
Таму адміністрацыя нашага сайта прапануе вашай увазе новую рубрыку “Чытанне духоўнай літаратуры”. Кожны аўторак і чацвер на нашым сайце будуць з’яўляцца новыя ўрыўкі з розных рэлігійных кніг, і гэтыя ўрыўкі будуць прысвечаны разнастайным тэмам.
Спадзяёмся, што гэта справа будзе на хвалу Бога і таксама на карысць нашых чытачоў! J
Чытанне духоўнай літаратуры: Унутранае жыццё – гэта дыялог з Богам
Автор АдмінУнутранае жыццё, духоўнае жыццё і жыццё малітвы зрэшты адна і тая ж рэчаіснасць. Пад духоўным жыццём мы разумеем жыццё чалавека, якое асоба перажывае ў непасрэдных адносінах з Богам, з Божай Асобай.
Любоў палягае на тым, што асоба аддае сябе і ўваходзіць у еднасць з другой асобай, якая ўзаемна дае сябе. У гэтым адданні сябе асоба ў поўні сябе знаходзіць.
Чытанне духоўнай літаратуры: З Дзённіка Св. Яна ХХІІІ (працяг 3)
Автор Адмін3. Я з’яўляюся вялікім грэшнікам. Бачу гэта, адчуваю і пераконваюся ў гэтым. І мне сорамна. “Прашу Цябе, Божа, злітуйся нада мною”.
ГОТОВО ЛИ ВАШЕ СЕРДЦЕ К РОЖДЕСТВУ?
Вы готовы к приходу Любви? Смотрите ,Она идет к вам во чреве Женщины! Вы впервые увидите Любовь на соломе в яслях. Вот Он, Господь сил, Который уничижил Себя и стал Младенцем из любви к нам.
А какое место для Его рождения вы приготовили? Достаточно ли чиста и золотиста солома? Прочны ли ясли, чтобы выдержать Его вес? Спокойны ли животные ли животные и хорошо ли вычищены и вычесаны?
А достаточно ли прочно прочна дверь стойла вашего сердца, чтобы уберечь вас от ветров апатии, эгоизма и безразличия? Достаточно ли сухи дрова ваших жертвоприношений, покаяний и молитв, чтобы загореться и согреть холодное стойло?
Люди, чьи дети рождаются в пещере, наверное, принадлежат к бедному сословию. Он. Сын Божий предпочел родиться в нищете. Что это означает для нас сегодня? Хотим ли мы идти за ним, изгоняя из своих сердец все, что не о т Него, чтобы быть нищими и духом и телом?
Собираемся ли мы делиться с голодными мира, с потомками Младенца, которому негде было "приклонить голову" (Мф.8,12)Станем ли мы делиться от избытка или по необходимости? Станем ли мы тратить деньги на подарки для тех, кто уже имеет слишком много, или для тех, кто не имеет ничего, во имя Младенца, отдавшего все из любви к нам? Отправимся ли мы в пещеру вместе с пастухами, которые тоже были бедны, чтобы предложить Иисусу милостыню нашей любви, или вместо этого мы только на словах признаем бога, сотворенного нами же?
Младенец ,лежащий в яслях, обладает полной силой и славой! Он распоряжается жизнью и смертью. Ничего не ускользает от Его внимания. Он создал все законы, которые дали вселенной возможность, чтобы существовать. Они созданы Им и подвластны Тому, Кто родился в бедности, взял на Себя бремя и рабство нашей человеческой слабости и греха и нагим умер на кресте.
МИЛОСТЫНЯ ДОБРОГО СЛОВА
Адвент- пора подаяний. Подаянием могут быть деньги, но это может быть и еда, и одежда ,и кров. Не все в состоянии предложить материальную помощь, но все мы можем предложить милостыню слов, и все мы жаждем получить ее.
Мы можем раздавать милостыню слов повсюду. Видите вот этого одинокого ребенка? Не найдете ли вы минуту, чтобы подать ему милостыню слов? Они принесут свет в окружающую его тьму. Заводить дружбу с одинокими, заблудшими, нелюбимыми, как с бедными, так и с богатыми,-значит приводить к ним Христа.
Примите в сердце одного человека - и вы примите в сердце Христа. Конечно же ,в вечности все будет наоборот. Он примет вас в Свое сердце.
Милостыню слов, как и любую милостыню следует подавать с любовью, заботливо, деликатно и в единстве со Христом. Без этого мы губим сам акт подаяния. Подаяние без сочувствия, щедрости или глубокого понимания ничего, кроме боли, не принесет. Такое подаяние принесет больший ущерб, чем равнодушие и холодность.
А всегда ли бдительна наша любовь готова ли она подавать милостыню добрых слов? Наши слова могут помочь человеку держать дверь сердца открытой. Эта широко открытая дверь способна впустить поток света и любви в умы, которые уже начинают сомневаться в самом существовании любви.
А видят ли наши глаза на самом деле? А не слепы ли мы по отношению к тысячам тревожных знаков в нашей собственной семье? Отец становиться все грубее, замыкается в себе, постоянно отсутствует. Мама всегда напряжена, быстро седеет, на глазах все чаще появляются слезы. Сестра похудела, стала более резкой, не такой приятной, все реже шутит.
Да видим ли мы тех, кто рядом, вообще? Есть ли у нас убежденность, что мы защитили наших братьев? А понимаем ли мы, насколько далеко должна заходить наша "защита"? Ради Христа мы должны жалеть сослуживцев, друзей, сотрудников, посторонних, время от времени пересекающих наши жизненные пути,-короче говоря, весь окружающий мир, всех наших сестер и братьев.
Подаяние -это замечание о погоде или просто улыбка, бедно одетому пассажиру в автобусе, особенно, если у нас на груди крест,-свидетельство о том, что мы христиане. Тогда эта улыбка или эти слова станут знаками Божией любви, укрепят его веру.
Для иностранца щедрым подаянием могут быть четко произнесенные слова, обращенные к нему с любовью и ободряющей улыбкой. Иногда больной надоедает нам, если слишком концентрируется на самом себе, на своей боли и одиночестве, если повторяет одно и то же. Но ведь он отчаянно нуждается в милости наших слов. А не оказались бы забытые, нежеланные, пропащие, несвязно бормочущие алкоголики, калеки, душевнобольные в другом положении, если бы кто-нибудь подал им милостыню добрых слов, когда они нуждались больше всего?
Слова любви, сострадания, терпения сглаживают горячие раны измученных разума и души. Их так легко сказать, но мы так часто сдерживаем их! А ведь они могут сгладить одиночество, принести мир и радость, выпрямить извилистые пути и помочь людям снова почувствовать себя любимыми и желанными.
Так давайте найдем тысячу способов, чтобы показать Христа нашим братьям и сестрам, особенно через милостыню нежных слов, ведь любовь так изобретательна!
В сорокой главе книге пророка Исаии записаны самые прекрасные строки Священного писания. Это вечные пророчества. Они предназначены не только людям ветхозаветных времен или современникам Иисуса. Сегодня они адресованы нам.
Так давайте же еще раз рискнем взглянуть в зеркало и разберемся, кто мы на самом деле. Давайте осознаем, что в глазах Бога мы прекрасны, что Он настолько сильно люби нас, что ради нашего искупления послал на землю Своего Собственного Сына. Адвент -самое подходящее время, чтобы понять, чего мы действительно стоим.
Вначале Исаия велит нам успокоиться. Потом он объясняет, что все наши грехи прощены. Вот еще один стих; "В пустыне приготовьте путь Господу".
Мы знаем, что наше сердце и разум часто становятся пустыней, нашей ловушкой. Мы пытаемся пойти туда, сюда, но всюду царит хаос, везде внутренний мир неравномерен, и кажется, что никуда не придем.
"Всякий дол да наполнится." Сколько у нас долин? Сколько темных, странных закоулков таят наш разум и душа, куда мы стремимся спрятаться только потому, что не хотим смотреть в лицо истине нашей жизни-Закону Божию.
Всякая гора и холм да понизятся." Горы -то у нас есть. Но это не горы Господни("Придите, и взойдем на гору Господню...И Он научит нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его."-Ис.2,3),а горы удовольствий, всевозможных желаний. Они-то и должны понизиться.
"Кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими". Если бы мы побывали в Святой Земле, мы бы увидели ее ландшафт: холмы, горы, хребты.
Однако в данном отрывке пророк использует такой язык символов, говоря о нас, людях.
Нам приходится сталкиваться с реальностью того ландшафта, что внутри нас. Эта реальность- необходимость покаяться. Покаяние означает поворот в противоложную сторону. Это не просто извинение ,исповедь и прощение. Покаяние означает нечто большее. Истинное покаяние вначале означает понимание того, что мы должны делать, а потом реальные действия.
Иными словами, покаяние есть исполнение Евангелия в нашей жизни. Мы признаем, что согрешили пред Богом. Мы признаем, что проторили неверную тропу, что должны отвернуться от всего этого и идти в противоположную сторону, иначе придется исповедоваться в тех же грехах еще раз.
Покаяние означает перемену. Образно говоря, по нашим разуму и душе проходит бульдозер и выравнивает горы, рытвины и овраги, расчищая для Господа дорогу в пустыне нашего сердца
Нам нужно молить Бога, чтобы Он послал этот бульдозер для расчистки завалов и обломков. Бог сделает это, если мы перестанем роптать, постоянно употреблять местоимение "я", вечно думать, что мы правы, а виноват кто-то другой, без внимания относиться к нашим братьям, сестрам, супругам и детям.
Бремя внимания-настоящего внимания к другим- тяжело. Вот почему нам нужно молиться о духорных бульдозерах, которые бы выравнивали пути в нашем сердце, чтобы Сам Бог мог беспрепятственно ходить по ним. Он придет в наше сердце и станет слушать. Через нас Он будет слушать и других. Он будет утешать тех, кто придет к нам.
"И явится слава Господня." Эта слава может открыться в каждом из нас. Как? Да очень просто. Нам нужно всего лишь перестать проявлять характер, судить и относиться с недоверием, злобой и враждой друг к другу. Нужно начать любить друга, как Христос любил нас. И тогда современные язычники скажут: "Нет, вы только взгляните на этих христиан! Что-то есть в них. Посмотрите, как они любят друг друга!" На этом держится доверие к христианству в мире в наши дни.
Истинное покаяние- это самое трудное, однако в нем основа духовного развития в целом. Оно призывает к полному уничтожению нашей горделивой самоуверенности, когда мы сбрасываем с себя мантию престижа, сотканную из нашего мелочного успеха, и к уничтожению нашей сокровеннейшей цитадели своеволия. Оно означает полный поворот от фатальной битвы за власть, престиж и выгоду.
Каждое новое пришествие Христа в мир предваряют те, кто, подобно Иоанну Крестителю, становятся "бульдозерами" и готовят путь Господу: они выравнивают дорогу, неся Его слово в мир, который без Него гибнет. Причина настойчивых призывов Иоанна к покаянию была в том, что он имел обостренное чувство грядущего суда. В наши дни ощущение грядущего суда буквально висит над нами: и взрывы бомб террористов по всей земле, и горькие причитания вдов, и бесконечный плач сирот- все взывает к покаянию.
Я повторяю: покаяние -это нечто большее, чем раскаяние. Это не просто угрызения совести. Это не просто признание ошибок. Это не просто признание: "Я-глупец!" Покаяние- это моральная и духовная революция.
Так давайте же помолимся о благодати покаяния!
ВРЕМЯ ВЕРЫ.
Адвент - время веры. К сожалению, вера-это то, чего не хватает миру сегодня. Спросите людей на улице: "Вы верите по-настоящему?" Многие из них,если они честные, не найдут, что ответить. А теперь спроси себя:" Ты веришь? Веришь по-настоящему?"
Ваша вера должна быть непоколебимой, как дерево, посаженное при потоках вод в Псальме первом. Ваша вера должна быть подобна свету в нашем сердце, освещающему путь вам и всем вокруг вас.
Истинная вера сильна и неизменна. Это вера наших предков, данная нам Богом через Вторую Личность Святой Троицы-Иисуса Христа.
Люди приезжают в Дом Мадонны со всех концов земли, Иногда я спрашиваю: "Почему вы приехали?" Они часто отвечают: "Чтобы увидеть христианскую общину". А разве ваш приход не должен быть христианской общиной? Разве не должен каждый по-настоящему верующий быть членом христианской общины?
Возьмите зеркало и поднесите его к своему лицу. Действительно ли тот, кто смотрит на вас, христианин? Ответ найти нетрудно. В старые времена язычники, бывало, говорили: "Гляньте на этих христиан. Как же они любят друг друга! "Проверьте себя, ответив на несколько вопросов. Вы любите людей? Красивых людей? Безобразных? Старых? Калек? Всех людей? Вы готовы отдать жизнь за любого из них? Христос сказал: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"(Ин.15,13)
Вы любите Бога? Вы действительно верите, что Он в Женщине, Которую мы зовем Матерью Божией, и что Ее Дитя-Бог? Вы верите в Ее беременность?
Вы верите в Младенца, Который выйдет из Ее чрева? Вы верите, что Он в каждом из нас? Вы относитесь к своему ближнему, как будто это Христос? разве не Он сказал: "Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне"(Мф.25,40)?Являются ли эти слова девизом вашей жизни?
Мы празднуем Адвент. Если мы будем помнить, что Женщина держала на руках Младенца и что этот Младенец--Бог, тогда мы станем мироносцами. Мы будем любимыми Возлюбленного. Он владеет нами, а мы через любовь принадлежим Ему. Самое необычное в нашем мире то, что Бог любит и вас, и меня.
Если вы сомневаетесь в этом, посмотрите в зеркало и потом, низко склонившись перед своим отражением, спойте "Аллилуйя", которое будет слышно повсюду. Нет людей настолько безобразных, сломленных обстоятельствами или жалких, чтобы их не любил Бог. Это что-то чрезвычайно необыкновенное. Разве такое чудо не ошеломляет вас?
Чем больше ваша вера, тем сильнее ощущение чуда. Задумайтесь над этим. Поразмышляйте, помечтайте. Вы и сами не заметите, как потихоньку, постепенно станете святыми.
ПОРА ВЫНАШИВАНИЯ ПЛОДА
Адвент- это словно бесконечный праздник Божьей Матери. Я особенно задумываюсь о Ее беременности .Она услышала ,что Дух Святой осенит Ее и Она зачнет и родит Ребенка. Она была девой ,не знавшей мужа, поэтому можно себе представить себе Ее удивленное ожидание, пока Она не почувствовала, как в Ее утробе бьется жизнь
Ситуация потрясающая: Бог заточил Себя во чреве женщины на целых девять месяцев!
Думаю, что сегодня нам не достает способности быть беременными Богом. Дело в том, что не одна Мария вынашивала в Себе Бога. Образно говоря, и вы, и я тоже призваны быть беременными Им. Крещение, делая нас детьми Царства Божия, открывает эту возможность. Те, кто крещен во младенчестве, этого не понимают, но с течением лет мы все больше и больше погружаемся в эту реальность, пока не наступит момент, когда мы задаем себе вопрос :"А ношу ли я Христа в своем чреве?" Если мы можем ответить на него утвердительно, если мы можем дать Ему рождение своей жизнью, значит мы живем согласно своему христианскому призванию.
Рано или поздно Христос, Которого мы приняли во чреве своего сердца, становится Младенцем, и мы должны сделать свое сердце Его обителью. Если мы найдем место для Бога, Он будет расти все больше, больше и больше. Если мы позволим Ему расти вместе с нами, Он ,подобно доброму самарянину(Лк.10,25-37),принесет множество раненых людей в гостиницу нашего сердца. Он знает наше сердце, и, если мы Ему позволим, Он сделает его таким большим, что оно сможет вместить весь мир.
Что для этого нужно Богу? Ему нужна пустота внутри нас. Ему нужна наша доступность. Позвольте поделиться с вами тем, что Карилл Хаусландер писала в своей книге "Божая камышинка". Лучше ее об Адвенте не написал никто.
"То непорочное качество, которое я, пытаясь подобрать слово получше, называю пустотой,- это не бесформенная пустота или бессмысленная бездна. Напротив, у нее есть форма, приданная ей в соответствии с целью, для которой она предназначена.
Эта пустота подобна трубке камышинки- узкой трубке без трещин, у которой одно-единственное предназначение: впускать дыхание человека и воспроизводить мелодию, родившуюся в его сердце.
Эта пустота подобна полости чаши, сформованной так, чтобы наливать в нее воду и вино.
Эта пустота подобна птичьему гнезду, построенному круглым теплым кольцом, чтобы принять маленькую птичку.
Предрождественская пустота Божией Матери с Ее целенаправленной девственностью вполне соответствует всем этим трем сравнениям.
Она стала камышинкой, через которую Вечная Любовь должна изливаться, как песня пастуха.
Она уподобилась чаше, в которую предстояло налиться чистейшей воде человечества и ,смешавшись с вином, превратиться в алую кровь любви и вознестись в жертвоприношении.
Она была теплым гнездом, в котором вместилось все человечество, чтобы принять Божественную Маленькую Птичку".
Такой была Божия Мать, и, чтобы принять Младенца, такими должны быть и мы. Поразмышляйте над этим образом медленно, потихоньку, и ваши тревога и беспокойства исчезнут. Словно изношенную одежду, вы сбросите с себя очень много ненужного, и тогда внутри вас образуется пустота, в которую вы сможете принять невероятное.
ВОСПРЯНЬТЕ ОТО СНА.
Странно, но колокола Адвента, когда бы они не звонили, всегда звучат радостью свадебных колоколов, потому что Адвент- Весна любви, когда душа ждет своего Жениха в твердой уверенности, что Он придет и завладеет ею! Эта уверенность непоколебима.
Она появилась не из прочитанных книг, а в любовном молчании молитвы. Ее основа - вера.
Чтобы встретить Возлюбленного, нашего Жениха, мы должны бодрствовать. В Послании к Римлянам (Рим.13,11-14) святой Павел громким голосом призывает нас пробудиться ото сна! Наше спасение ближе, чем мы думаем. Ночь прошла - близится день. Призыв апостола означает "Сейчас!" Сегодня, каждый день и каждый час мы должны слышать призыв пробудиться.
Сон бывает разный. Бывает странная потаенная летаргия желания избежать борьбы с силами безбожия в нашей жизни. Бывает и такая эмоцианальная борьба, которая буквально укладывает нас в постель, чтобы избежать борьбы с нашими собственными силами тьмы. Мы знаем: чтобы жить во Христе, нужно убить свое "я", а это тяжело. В-третьих, приходиться просто бороться с обычной усталостью, которую сама жизнь взваливает нам на плечи- усталость тела, разума и души.
Да, святой Павел прав: мы должны пробудиться ото сна! Давайте стряхнем мрак эмоций, тьму злобы и вражды, все негативное, что накопилось в нас.
Давайте шагать в дневном свете простоты, дружелюбия, прощения, понимания, нежности, доброты друг к другу.
Адвент - как раз пора для такого подъема. Это такое радостное время, наполненное любовью! так давайте же войдем в эту радость!
Екатерина Колышкина де Гук Дохерти.
Книга "Рождественские колокола"
ПОРА ОЧИЩЕНИЯ.
Мама когда-то сказала,что в предрождественские дни нужно строить золотую лестницу, которая приведет нас к вифлеемской звезде, а та в свою очередь, приведет нас прямо к Младенцу Христу. В детстве эта лестница была для меня реальной, и каждый день я видела и касалась строящихся ступенек.
Строительство этих ступенек начиналось с наведения чистоты. Вначале чистка изнутри: исполнение епитимии за грехи, омовение души слезами, освобождение сердца покаянием.
Рождественский Пост помогал нам очиститься от падений и грехов. Как и в Великий Пост, все мясо, молочные продукты, яйца и сахар исчезали с семейного стола, а вместо них появлялись рыба, овощи и мед. Но разница была большая. Во время Великого Поста русские женщины надевали темные одежды, снимали украшения, и в течение сорока печальных дней в воспоминание о Страстях Господних в доме не допускалось никакой музыки. В Рождественский же Пост, напротив, велись разговоры о новых нарядах, женщины суетились о покупке тканей, о шитье. В воздухе витали звуки музыки, шли репетиции песнопений и гимнов, предназначенных для Святой Ночи. Даже в самом посте присутствовало чувство радостного ожидания.
Храм становился центром повседневной жизни, а церковная служба была главным событием дня: сменяя друг друга шли Божественная Литургия, причастие, исповедь, вечерня...
Такая духовная подготовка сопровождалась физическим очищением: домочадцы мыли и скребли весь дом с небывалым усердием, напевая отрывки из древних песнопений. Прежде всего необходимо было почистить и до блеска отполировать иконы, чтобы они ожили в мерцании красных ,синих и зеленых лампад. В моем детском восприятии они служили предвестниками чудесных с лечей рождественской елки.
Да, мы скребли дом от пола до потолка. Мы чистили и полировали все подряд. Мы шили и пекли. Но самым главным было подготовить свои сердца для Господа- Младенца, Который вовремя пришел,чтобы спасти нас.
МАЛЕНЬКИЕ ДЕЛА.
Адвент-это маленьких дел повседневных жизни, пора спокойствия и мира, когда мы моем посуду ,меняем пеленки, разбираем почту или бегаем по магазинам ,поучреждениям, отвечаем почту или бегаем по магазинам, по учреждениям, отвечаем на телефонные звонки, имеем дело с грубыми или трудными людьми, справляемся с разными ситуациями, которые складываются дома, на работе или в школе.
Все наши повседневные обязанности, если их исполнять с любовью, покажутся драгоценными камнями. Они похожи на зерна ладана, благовоние которого достигает небес, если наши сердца тянутся к сердцу Христа, раскрываясь навстречу Его любви и любя Его в ответ.
Эти маленькие дела мы исполняем в святое время Адвента точно так же, как и весь год, но во время Рождества в глубине сердца мы чувствуем особое призвание стать маленькими, словно дети. Если мы действительно станем очень маленькими, как кролик или мышка, тогда мы обретем сердце ребенка.
Чтобы произошло, если бы ребенок знал, что этот Младенец в колыбели - Сам Иисус Христос? Этот ребенок-кролик или мышка- сразу бы прыгнул в колыбель и сказал: "Подвинься!"
Почему же мы этого не делаем? Ведь в колыбели много места, если мы станем так малы!